Композиторы моего города: Алекса́ндр Влади́мирович Варла́мов

01.04.2014 23:05

Алекса́ндр Влади́мирович Варла́мов

(19 июня 1904, Симбирск — 20 августа1990, Москва)

композитор, аранжировщик, певец, дирижёр,

руководитель одного из лучших советских джаз-оркестров.

Заслуженный деятель искусств РСФСР,

 автор более 400 музыкальных произведений.

 

Алексей Баташев, авторитетный современный историк джазового искусства, в 90-е годы писал:

Спросите любого нашего джазмена старшего поколения — а среди них немало знаменитых — почти каждый скажет: его увлечение джазом началось с Варламова.

Александр Владимирович Варламов родился 19 июня 1904 в Симбирске, в семье коллежского, затем статского советника, члена Симбирского окружного суда.

До сентября 1918 года жил в Симбирске, учился во второй мужской гимназии. В 1912 году в Симбирске были опубликованы его первые музыкальные произведения — пьеса «Грусть» и вальс «Вечерок».

В 1922 году поступил в ГИТИС (в одну мастерскую с Эрастом Павловичем Гариным и Николаем Павловичем Охлопковым). Однако вскоре уходит оттуда и поступает в Училище имени Гнесиных в класс Рейнгольда Морицевича Глиэра и Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого (сокурсник по классу композиции — Арам Хачатурян).

Как джазовый бэндлидер дебютировал в 1934 году. Внимание музыкальной общественности привлекло сотрудничество Варламова с негритянской певицей из США Целестиной Коол. Позже собрал первую в СССР группу из музыкантов-импровизаторов («Семёрка»). Осенью 1938 г. создал джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета, с которым работал до сентября 1939 года, успев принять участие в первой отечественной телепередаче.

В январе 1943 г. арестован по навету, решением Особого совещания был приговорен к восьми годам лишения свободы, срок отбывал в Ивдельлаге на Северном Урале, где до 1948 г. руководил агитбригадой и джаз-оркестром. После освобождения в 1951 г. жил в Казахстане. Работал преподавателем в Караганде. После реабилитации в 1956 году вернулся в Москву, писал музыку для эстрадных оркестров, кинофильмов и телевизионных постановок, осуществил ряд записей собственных композиций с симфоджазовым составом.

В последние годы жизни жил на улице Лескова дом 10-б в московском районе Бибирево.

Александр Варламов отмечал, что для него очень важен был «поворот от примитивной мелодики к настоящему свинговому стилю». Он одним из первых в Советском Союзе стал уделять повышенное внимание оркестровке и культуре исполнения. Открывал таланты, привлекал к работе наиболее ищущих музыкантов своего времени: Александра Васильева, Николая Шмелева, Александра Ривчуна (саксофон), Виктора Быкова, Михаила Ветрова, Петра Борискина (труба), Михаила Петренко (фортепиано), Олега Хведкевича, Лаци Олаха (ударные); Семена Чанышева (контрабас), Теодора Ходорковского, А. Арского (аранжировка и инструментовка).

Получили большую популярность такие композиции в исполнении оркестра Алексадра Варламова, как «Весёлый час», «Ранний час», «Сон», «Счастьем жизнь полна», «Пой мне о любви, дорогая», «Жёлтая роза», «Свит Су» (в оригинале «Sweet Sue, Just You»), «Дикси-ли» («Dixie Lee»).

Александр Варламов автор таких инструментальных пьес и вокальных произведений, как «Романтическая рапсодия», «Ты поверь, ты пойми», «Край мой любимый», «Пой мне», «Уходит вечер». Александр Варламов также переводил зарубежные песни на русский язык и сам исполнял их. Его голос звучит в популярнейшей песенке «На карнавале» Харри Уоррена (англ. (Harry Warren) (в оригинале «She Is a Latin from Manhattan»), в балладе «Луна» Ричарда Роджерса (в оригинале «Blue Moon»).

Александру Варламову принадлежит аранжировка итальянской баркаролы, которую исполняла Аделина Патти. В 1920-х годах квартет театра-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева и оркестра театра «Водевиль»[en] записали на студии «Columbia Graphophone Company» пластинку с композицией «The Russian Barcarole».

Будучи одним из немногих тогда советских композиторов, аранжировщиков и дирижеров, осваивавших свинговую манеру игры и письма, в числе первых в стране стал исполнять музыку в стиле свинг, дав интересные образцы нового стиля. Среди них выделяются записи американских пьес «Игра на пальцах» Ричарда Роджерса, «Я всегда с вами» Хендерсона, «Счастливая дорога» («I'm Living in a Great Big Way») Джимми МакХью, джазовая версия «Лирической песенки» Юрия Милютина «Все стало вокруг голубым и зелёным» из к/ф «Сердца четырех» с вокалом Веры Красовицкой.

В 1939-1940 гг. руководил джаз-оркестром МВТУ им. Н.Баумана. С лета 1940 г. до лета 1941 года — главный дирижёр Государственного джаз-оркестра СССР. В начале войны Госджаз СССР был преобразован в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны и почти в полном составе выехал на фронт, где большинство оркестрантов погибло. Оставшийся в Москве Варламов возглавил симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства («Мелоди-оркестр», солистка - Дебора Пантофель-Нечецкая) и готовил программу к выступлениям перед американскими моряками в северных портах — Мурманске, Архангельске.

Начиная с 1930-х годов, Александр Варламов писал музыку для игрового и анимационного кино. 

Джаз-марш.mp3 (3738543)